четверг, 10 апреля 2014 г.

Солнце в оконце

Очень долгая история...

    В прошлом году мне подарили два старинных рушника здесь .
Идея ударила меня по голове ещё в прошлом мае, а вот смогла я её "родить" только сейчас.
Узнаёте рушник?)
   Один из рушников оказался сшитым посередине, то есть скорее всего, сначала это был длинный рушник, такими украшали иконы в деревенских домах в 19-м и еще до середины 20 века, или использовали в особых случаях как обрядовые вещи, а потом его укоротили, сшили на машинке и пользовались как полотенцем. Конечно резать столетнее домотканое полотно было очень жалко, но долгая жизнь его не украсила:  ( для тех кто не сталкивался - рушник символизирует в славянской культуре путь, мост между мирами, это огромной силы оберег, на рушник принимали новорожденного,  рушником связывали руки молодым при свадебном договоре - сватовстве, на рушнике стоят новобрачные в церкви и до сих пор, на рушниках опускают гроб в землю).
     Так вот, мой рушник кроме шва посередине (а оберег может быть только из цельного полотна) пострадал немного от времени и от использования - протерся местами, нитки вышивки кое-где истончились до единичных волокон, а где-то и вообще исчезли, а еще от жизни появились пятна  ржавчины. Ржавчина обычно хорошо поддается щавелевой кислоте, но тут за давностью лет, скорее лен начинает разрушаться, чем ядреные рыжие разводы. Стирала я ткань очень нежно, пробовала чуть отбелить перекисью водорода, чтобы не испортить вышивку, мотивы с вышивкой дублировала тонким флизелином, потому что некоторые места прямо "светятся" насквозь.
 Идея окна в деревенском доме - как у моих бабушек, возникла сразу и была прекрасна))) а вот когда я стала собирать тряпочки - все испортилось... ещё ни одну свою работу  я не шила так долго, не разбирала почти до нуля несколько раз(.
  Стежка сначала планировалась минимальная и машинная, сделала - не понравилось - почти всю распорола, добавила ручную, тоже не всё нравится....

Эти фактурные элементы сначала представлялись мне как торцы бревен в срубе, здесь 4 вида льна, есть кусочки домотканого полотна, (спасибо маминой соседке, поделилась старыми запасами), в центре - современный белорусский лен для скатертей.

Фрагменты вышивки и кружева.
 Вот если бы не эти вышивки, не какая-то трепетная ответственность перед старинной вещью - я бы эту работу наверно выбросила, так сложно всё шло: старый лен неимоверно подвижный - все прямые швы выглядят неровными, поверхность все время плывет, выглядит мятой, какой-то застиранной, машинную стежку лен не принял, а когда я стала стегать вручную ( мало того что не умею)  - лен этот, особенно новый, невозможно проколоть иголкой, зато пальцы - прокалывались сразу...
   Что ещё забыла? Размер - 100х80см, внутри синтепон -100ка, 3 вида хлопка американского, 7 видов льна, два из них - рушник и кусок домотканого полотна -"в возрасте".

 PS. Стала фотографировать панно, долго мудрила - день пасмурный, света мало, когда повесила на стену - выглянуло солнышко - как раз пока фотографировала посветило и быстренько спряталось)))

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий