вторник, 2 июля 2013 г.

Деревня моих бабушек

 Вышивка

В прошлые выходные мы гостили у моих родителей и как-то случайно собрались в соседнюю деревню - Васильевку, и зашли там в сельский дом культуры (да-да!) они ещё есть!)
Даже не знаю, как правильно назвать те разные чувства и эмоции которые меня накрыли... на стенах внутри этого маленького деревянного здания расположилась целая музейная экспозиция!!!

Сразу вспомнился дом моей бабушки - такие же точно зубчики на кроватях, рушники вокруг икон, вышитые картины в рамках под стеклом ...
Надо сказать, что деревня Васильевка основана белорусскими переселенцами в 1891году, mihailreo.blogspot.com/  - население в основном - белорусы, позже здесь жили и сосланные немцы и поляки, и русские. В моем раннем детстве вокруг говорили на смеси белорусского и русского языков, в том числе и обе мои бабушки и дедушка. А ещё из детства остались очень яркие картинки - как стригут овечью шерсть, катают валенки, как бабушка прядёт на веретено, как вяжет на пяти спицах носки ,  как пахнут самодельные дохи из овчины, и как пахнет огромный черный сундук, в котором хранятся рамки с медом в сотах...
   Может быть это такие достаточно простые изделия ,  но в деревне очень многие (да почти все)  домашние вещи были самодельными, в каждом доме жили сами себе мастера и мастерицы, и в этой экспозиции нашлось много до боли знакомых предметов
такие же рушники висели вокруг икон в домах моих бабушек и тётки, вышивка - красные крестики с черным или серым..., кружева тоже ручной работы


Это салфетки гладью и крестиком  и скатерть с "виноградьем". Я не очень большой специалист, но мне так кажется, что вышивка на домотканом полотне крестом - это 19 век, в начале 20-го уже вышивали на покупной ткани- гладью и крестом, разноцветными нитками, многие картинки или узоры повторяются, очевидно рукодельницы заимствовали друг у дружки понравившиеся рисунки.
 Как вы думаете, что это ?) бердо из ткацкого станка и катушка (внизу)
 Бабушка называла эту деталь на кровати - "зубы"с ударением на Ы, по всей деревне так заправляли кровати - из-под покрывала обязательно выглядывали белоснежные или подголубленные синькой, нашитые на полосу ткани, накрахмаленные кружева ( вручную связанные))!
Кстати, заметили - сверху лоскутное покрывало!!!
Утюги разных калибров -на углях, а у моей бабушки была ещё такая круглая палка, на неё наматывали простыню, например, а потом катали по столу другой деревяшкой с зубчиками - вальком. Конечно громко так гладить, зато электричество совсем не нужно)))


Комментариев нет:

Отправить комментарий